Поиск по сайту

Сложные вопросы маленьких зарплат


Вопрос, как обеспечить соответствие новому МРОТ окладов бюджетников, уже не первую неделю обсуждается в областной Думе. Решение, где взять средства на это, пока не найдено. В очередной раз решить затянувшуюся проблему депутаты попытались в минувший понедельник на расширенном рабочем совещании у заместителя председателя Волгоградской областной Думы по социальной политике Николая Чувальского. В числе приглашенных были представители комитетов администрации области по бюджетно-финансовой политике и казначейству, по образованию, по труду и руководители профсоюзов.

Кто заплатит за обманутые надежды?

Открывая совещание, Николай Чувальский сообщил присутствующим, что поступили письма от коллективов учителей Иловлинского, Серафимовичского, Камышинского и Среднеахтубинского районов с возмущением по факту 10-процентного повышения зарплат при одновременном повышении вдвое цен на продукты питания. «Быть человеком высокой культуры, независимым настоящим учителем при такой зарплате невозможно. Завтра на парламентском часе мы должны принять согласованное решение по вопросу повышения заработной платы в бюджетной сфере, — заявил Николай Чувальский, — и задать вопрос губернатору и депутатам Госдумы: готов ли регион компенсировать 8,2 млрд. рублей для приравнивания ставки 1-го разряда ЕТС к МРОТ. Я считаю, что в конце года найти эти средства в областном бюджете невозможно».
Известно, что ситуация с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы в нашем регионе осложняется тем, что в течение двух предыдущих лет областные власти установили для них межтарифные коэффициенты выше, чем предусмотрено федеральной сеткой ЕТС, и зарплата соответственно была выше. В результате теперь, когда надо повысить зарплату и одновременно снять претензии федеральных властей по поводу завышенных межразрядных коэффициентов, нашим бюджетникам с 1 сентября повысили зарплату на 10% взамен ожидаемых 15%. Получилось, что обмануты надежды людей, рассчитывавших на определенное повышение своих доходов.
Другая проблема, суть которой изложил председатель комитета по труду администрации области Сергей Рыков, состоит в том, что хотя повышение фонда оплаты труда на 15% было заложено в бюджете, а деньги отданы муниципальным образованиям, нормы ими не выполняются. В большинстве районов области не увеличили фонды оплаты труда бюджетников, зато звучат предложения взять необходимые средства из надтарифного фонда. Это, конечно, недопустимо, потому что все другие выплаты из этого фонда (например, отпускные учителям) должны сохраняться.
В качестве одного из вариантов было высказано предложение поискать необходимые средства во внебюджетном секторе экономики. «Принято соглашение, — напомнил Сергей Рыков, — по которому региональный минимум оплаты труда для внебюджетного сектора экономики с 1 сентября установлен 4400 рублей. Если хотя бы 50% работодателей будут официально платить такую зарплату, это даст 2 млрд. рублей в областной бюджет». Но будет ли от этого желаемый результат? По мнению депутата Ефима Шустермана, любое повышение минимальных зарплат во внебюджетных организациях приведет к всплеску инфляции. «К тому же, — отметил он, — в обязанности муниципальных образований не входит работа по сбору дополнительных налогов. Да и нельзя перекладывать бремя возникшей финансовой проблемы на предпринимателей. Если невозможно сейчас найти в областном бюджете 8,2 млрд. рублей, то необходимо пересмотреть доходные и расходные статьи бюджета текущего года и на заседании Думы рассмотреть поправки на приведение окладов в соответствие МРОТ. Давайте найдем хоть часть необходимых средств и дальше будем хлопотать перед федеральным центром».

Региону не под силу

Между тем в следующем году федеральный центр планирует повышение МРОТ до 4300 рублей и всего 7-процентное увеличение зарплаты бюджетников. Таким образом, до нового МРОТ надо будет доплачивать уже не первым семи, а первым тринадцати разрядам! Ирина Гусева, председатель комитета по делам семьи, материнства и детства, заметила, что наш регион — единственный в ЮФО, где для всех бюджетников предусмотрены 25-процентные надбавки из надтарифного фонда. И если глава Волгограда Роман Гребенников понимает важность социальной сферы, то он изыскивает возможности выплачивать эти средства. Но об этом также должны думать и главы других муниципальных образований.
Ефим Шустерман предложил параллельно с индексацией оплаты труда на инфляционные процессы провести индексацию внутри тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки поразрядно. Председатель комитета по социальной политике Владимир Овчинцев поддержал мнение профсоюзов, что МРОТ должен быть единым на уровне прожиточного минимума и гарантировать работнику необходимый доход. «Если на будущий год МРОТ 4300 рублей будет установлен, то в региональном бюджете потребуется более 10 млрд. рублей, чтобы довести зарплату бюджетников до такого уровня. Без поддержки федерального центра эта задача невыполнима, — констатировал Владимир Овчинцев. — С другой стороны, если бы местная власть четко выполняла принятые ею законы и соглашения, то проблем можно было бы избежать».
Вывод, к которому пришли все участники совещания: главная проблема заключается в неправильно выстроенных межбюджетных отношениях между центром и регионами. «Мы намерены обратиться к президенту, к правительству и депутатам Госдумы, чтобы определить, из каких средств будет покрываться этот разрыв, — заявил Владимир Овчинцев. — Что касается повышения зарплаты учителям, оно, конечно, мизерное. Прибавка в 15% не решает проблемы роста цен и коммунальных тарифов. Поэтому необходимо, мы считаем, во-первых, пересмотреть областной бюджет 2007 года, а во-вторых, обратиться в федеральный центр, чтобы часть средств на погашение суммы он нам выделил и в текущем году, и тем более на следующий год».
По словам Николая Чувальского, все прозвучавшие предложения будут вынесены на парламентский час.

Модернизация и зарплата

На совещании также была выслушана информация о комплексном проекте модернизации образования Волгоградской области. Выступивший с докладом вице-губернатор, председатель комитета по образованию администрации области Виктор Беспалов отметил, что область выиграла право на участие в этом проекте, которым в том числе предусмотрено и введение новой системы оплаты труда. В эксперимент включены 338 школ области. На новую систему оплаты труда добавлено еще 15% надтарифного фонда (и теперь это составляет 40%). В общей сложности стимулирующая надбавка составит около 2000 рублей на учителя.
Система оплаты сложная, потому что требуется произвести дифференциацию учителей по качеству их работы. Это придется делать общественному попечительскому совету школ. «В нравственном плане это очень непростой вопрос, — отметил Виктор Беспалов. — Однако есть ряд критериев, рекомендуемых Министерством образования и науки, и на них мы будем опираться. За каждое новшество учитель будет получать определенное количество баллов, все расчеты и оценки будут делаться открыто, чтобы при необходимости их можно было оспорить».
Следующий элемент проекта модернизации образования — нормативно-подушевое финансирование. Финансовое управление будет давать субвенцию муниципалитетам, которые на местном уровне будут распределяться с учетом коэффициента для малокомплектных школ. Первый транш гранта составил 97 млн. Это федеральные средства на подготовку к учебному году, приобретение оборудования. Второй транш будет направлен на содержание ресурсных центров и также на оплату труда.

Актуально
© Copyright Волгоградская газета, 2007
(8442) 23-42-39, 24-26-24
О газете | Подписка | Реклама | Контакты | Direct Mail